Стоицизм

Стоицизм — поменяй свое отношение к реальности!

Рано или поздно каждый из нас задаётся вопросами: правильно ли я живу? Правильно ли я строю отношения с другими людьми? Есть ли смысл в моём существовании?

Человечество создавало религии и философские школы, чтобы найти ответы на эти вопросы. Сегодня к поиску этих ответов подключают и науку.

Об одной из возможностей мы поговорим подробнее. Речь идёт о стоицизме, античной философской школе, а если точнее, о применении этих идей в XXI веке.

Главный принцип стоицизма — умение различать, что находится под нашим контролем, а что — нет. Следует сконцентрировать свои усилия на первом и не тратить своё время на второе.

Главная особенность стоицизма — его практичность. К нему неприменимо мнение, что философия — это сугубо теоретические рассуждения, не имеющие ничего общего с реальным миром. Кроме того, отличается открытостью к новым знаниям и готовностью к критике.

Принцип № 1. Не тревожиться о вещах вне нашего контроля

Стоицизм признаёт, что не всё зависит от нас. Перефразируя автора книги Массимо Пильюччи, человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество — чтобы изменить возможное, и мудрость — всегда отличать одно от другого.

Большинство людей беспокоит мысль о вещах, которые они не могут контролировать. Забавно: эти же люди вполне могут согласиться с тем, что нет смысла тревожиться о вещах вне нашего контроля.

image_image

Допустим, решается вопрос о вашем повышении. Вы считаете, что заслужили это повышение, поскольку много лет проработали в компании, всегда добивались высоких результатов и построили хорошие отношения со своими коллегами. Также допустим, что окончательное решение о вашем повышении будет принято завтра. Стоический подход позволит вам спокойно проспать всю ночь, а утром узнать принятое решение, каким бы оно ни было.

Вы спокойны вовсе не потому, что уверены в своём повышении. Вы спокойны, поскольку знаете, что сделали всё, что находится в рамках вашего контроля, а возможности повлиять на всё остальное у вас нет в принципе. Так зачем же мучиться бессонницей?

Из-за этого принципа стоицизм часто истолковывают как пассивную философию и призыв к смирению. Это в корне неверно. Принципов стоической философии придерживались многие ведущие государственные деятели, генералы и императоры, то есть люди, явно не склонные к фаталистической бездеятельности. От многих других людей их отличало то, что они были достаточно мудры, чтобы проводить различие между своими целями, находившимися под их контролем, и внешними результатами, на которые они способны повлиять, но не могут полностью контролировать.

Принцип № 2. Не бояться потери вещей и людей

Из предыдущего пункта вытекает принцип непривязанности к вещам и людям, который также проповедуется буддизмом и многими другими философиями и религиями. И эту идею тоже часто трактуют неверно.

Часто привязанность к новому телефону ставят в один ряд с привязанность к собственному ребёнку или маме. Может показаться, что принцип непривязанности подойдёт только полному социопату.

image_image

Но стоики не призывали людей не любить родных и друзей и не заботиться о них. Они всего лишь сообщали неприкрытую суровую правду, которую непросто принять: что все мы смертны, и никто из наших близких не принадлежит нам и не останется с нами навечно. Понимание этой истины помогает сохранить рассудок в случае смерти любимого человека и спокойно пережить расставание с близким другом, который уезжает в другой город. А ещё, приняв эту мысль, мы осознаем, что лучше наслаждаться любовью наших близких и общением с ними, когда это возможно, а не принимать их как должное.

Принцип № 3. Не ограничиваться биологическим

Ещё один стоический принцип заключается в следующем: учитывая, что мы отличаемся от других видов животных разумом, это обязывает нас к этичному поведению. Другими словами, мы не должны вести себя как звери, поскольку это перечёркивает нашу человеческую сущность, самое ценное, что у нас есть.

Стоические представления об этике можно назвать схожими с интуитивистами, которые считают, что этические знания изначально в нас заложены — то есть мы способны интуитивно проводить чёткие различия между правильным и неправильным. В поддержку данной гипотезы свидетельствует поведение животных в естественной среде. Так, например, приматы демонстрируют зачатки этического поведения, когда приходят на помощь неродственным особям, оказавшимся в беде. Вряд ли такое поведение, скажем, карликовых шимпанзе объясняется их знакомством с этическими представлениями о правильном и неправильном.

image_image

Вместе с тем стоики взяли кое-что и из представлений эмпириков (которые считают, что к любому знанию, в том числе и этическому, можно прийти путём наблюдений и экспериментов), и из представлений рационалистов (которые приходили к знанию через размышления о предмете).

Стоики придерживались идеи «возрастного развития» этической осознанности. Её суть заключается в том, что в начале своей жизни мы руководствуемся инстинктами и именно они заставляют нас заботиться о себе и о близких людях. По мере наступления сознательного возраста (около 6-8 лет) мы учимся расширять нашу этическую осознанность. С этого момента наши инстинкты подкрепляются комбинацией самоанализа и опыта, то есть рационалистическим и эмпирическим подходами. По мнению стоиков, чем взрослее становится человек, тем больше должен смещаться баланс от врожденных инстинктов в сторону рассуждений.

image_image

Развивая эту идею, стоики предложили концепцию стоического космополитизма, которую удобно представить в виде концентрических кругов. Основная идея заключается в том, чтобы относиться к людям из внешних кругов так же, как и к людям из внутренних кругов.

Процесс совершенствования происходит тогда, когда вы не ограничиваете себя центром круга, а являетесь частью всех остальных концентрических кругов.

Также — 10 практических упражнений

Видео по теме

Стоики старались воспринимать мир таким, какой он есть и при этом занимались саморазвитием, делая упор на четырех важнейших достоинствах: практической мудрости, сдержанности; справедливости и храбрости. Один из самых известных древнеримских стоиков, Сенека писал: “Порою, даже жизнь есть проявлением мужества.”

Текст видео

Давайте сегодня поговорим о том, почему для большинства из нас успех является непреступной крепостью. Почему кто-то из нас остаётся там, где он есть, а кто-то несмотря на все препятствия радостно растёт как на дрожжах. Дело в том, что вместо решения реальных задач, мы впустую тратим энергию на жалобы, злость и причитания. Ежедневно мы сокрушаемся о том, насколько неудачны внешние обстоятельства, обдумываем, как так получилось, назначаем виновников, из-за которых весь мир катится в бездну и представляем все ужасные сценарии будущего. Но насколько полезно так проводить время? Для того, чтобы это понять, давайте заглянем в историю и познакомимся с философией стоицизма. Эпиктет был рабом, жившим в Римской империи. Но не смотря на его рабство, он считал себя свободным и счастливым человеком. Он с большой радостью выполнял свои рабские обязательства, находя в этом свои плюсы, тогда как другие рабы бесконечно жаловались на свою судьбу, тратя энергию впустую и лишая себя развития и душевного роста. Он считал, что единственный способ преуспеть в жизни – это акцентировать внимание исключительно на том, что ты можешь контролировать. Однажды он сказал: «Главная задача в жизни – это определить, что ты можешь изменить, а чего ты изменить не можешь». В детстве у нас это получалось хорошо. Я, например, когда-то хотел научиться летать. Но вскоре мне стало ясно, что есть некое всемирное притяжение, которое я не могу контролировать, а, значит, полетать у меня не получится. Я пожал плечами и пошёл учиться другим вещам. С тех пор и до настоящего времени я ни разу не жаловался, что не могу взлететь. Так почему у нас столько проблем с принятием других объективных законов жизни? Почему, например, мы до старости ругаем судьбу за ту внешность, что нам дана с детства? Некоторые из нас, например, каждый день расстраиваются из-за своего слишком длинного носа или недостаточно мощного торса. Не пора ли принять это как объективную реальность и тратить свои усилия на что-то более продуктивное? Если вы спешите на встречу, но у вас сломался автомобиль, только вы решаете, удачное это обстоятельство или неудачное, негатив – это контрпродуктивно, ведь вы попросту тратите огромное количество сил и энергии на совершенно пустое занятие. Это не принесёт пользы, не исправит ситуацию и не сделает вашу жизнь проще. Как раз наоборот: жалуясь на судьбу, вы просто ухудшаете себе настроение. Вы можете поступить наоборот: отреагировать так, чтобы поломка принесла вам пользу. Это ведь отличная возможность, чтобы послушать аудиокнигу или позвонить любимой бабушке, которая, наверняка, соскучилась. Вот, что такое настоящая свобода – управлять собой. Ограничения перестают быть ограничениями, когда ты сам выбираешь, как на них реагировать. Последователь стоицизма разделяет: где заканчивается его личное влияние и принимает всё, что ему не подвластно. Например, ты можешь работать над своей харизмой, развивать интеллект, приводить тело в порядок – это под твоим контролем. Но как бы хорош ты ни был, ты никогда не понравишься всем, поэтому не стоит переживать, если какая-то девушка тебя отвергла. У вас нет контроля над другими людьми, нет контроля над своим прошлым, над погодой, над политикой, над ужасами, которые происходят в другой стране во время войны, вы не контролируете генетику, с которой родились, образование, которое вам дали или не дали, словом, у вас нет никакой власти над внешними обстоятельствами. Вы можете влиять только на свои собственные действия и реакцию. Так вот, большинство людей никогда не становятся счастливыми и успешными по одной причине: они тратят все силы на то, чего никогда не изменят. Жалуются о своей внешности, ругаются жадных людей, карьерные возможности, сетуют о погоде и злятся на светофор. Но плохие события в любом случае будут происходить, не важно, как ты к этому относишься, в твоих руках только то, как ты на это отреагируешь. Будешь топать ножками, тратя кучу сил или продолжить развиваться в новых условиях? Молитва одного немецкого Богослова очень хорошо отражает этот принцип. Звучит она так: «Дай мне спокойствие принять то, над чем я не имею власти, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого» Вам я желаю того же. Когда что-то происходит, спрашивайте себя: могу ли я это контролировать? И если нет – контролируйте свою реакцию.

Жак Фреско — Как оставаться счастливым

Обида — это ожидания натолкнувшиеся на реальность. . это не мир ранит Вас, а Ваши собственные ожидания!

Выступление на Ted Тима Ферриса ( автор книги «4х часовая рабочая неделя») — Стоицизм или как прокачать суперспособности и стать счастливым

Поделиться ссылкой:

Click to rate this post!
[Total: 1 Average: 5]